Татьяна Щербина (shcherbina) wrote,
Татьяна Щербина
shcherbina

фильмы-пророчества

"Царь", "2012", "Пророк".
"Пророк" Ж.Одияра - фильм-пророчество (названием автор просто хотел это подчеркнуть, сама фигура призрака-пророка условна и необязательна): миром правит мафия, в фильме это - корсиканская мафия, ее главарь из тюрьмы заправляет делами, сотрудники тюрьмы - его вертухаи, основной бизнес - казино. В какой-то момент корсиканец берет себе в услужение заключенного, араба, заставляет его совершить убийство (пророк - это призрак убитого, периодически являющийся арабу). Араб поначалу - человек светский, несчастный, угнетенный, в тюрьме он ведет себя замкнуто, но после убийства и в процессе работы на корсиканца он постепенно проникается исламом и осваивает бизнес своих арабских соузников - наркоторговлю. В конце концов, складывается арабская мафия и побеждает корсиканскую (попросту - исламский криминалитет забирает власть у криминалитета "белых людей"). Эта смена - еще и смена стиля взаимоотношений. Фильм замечательный, но очень длинный (часа три с половиной).
"2012" Ролана Эммериха - тут всё ясно, на то, как рушится мир, можно смотреть еще более бесконечно, чем на огонь, спецэффекты не разочаровали, а всю содержательную сторону легко пропускать мимо ушей. Но вот френд Андрей Хохлов написал именно о смыслах фильма: почему "необходимо бежать прочь" и никогда не "пережидать" - это он не о конце света, а о катастрофических, критических социальных ситуациях.
"Царь" П.Лунгина тут рецензия, ругательная, но содержательная, а рядом с ней - сочувственная. Ругают Лунгина с Ивановым (сценаристом) за потворство мифу об Иване Грозном как "символе российской государственности", в то время как он - просто свихнувшийся злодей, а всё, что в это время хорошего было в России сделано - заслуга бояр. О фильме этом очень много писали, я лишь добавлю, что мое внимание привлек вот какой аспект: все с иконками, все молятся (царь, Филипп, народ, головорезы-опричники, бояре), однако это ровно ничего не значит. Ну типа как киллеры и бандиты всех мастей нынче завершают свои жуткие дела посещением церкви, освящением домов и машин, окроплением святой водицей и отпущением грехов от священников. Фильм Лунгина - притча, конечно, а не историческое полотно. И вот один момент: Филипп, для которого "истина дороже жизни", своей и чужой (на его глазах растягивают на дыбе человека, обещая отпустить, если тот или Филипп признают, что Филипп - "вор"). В конце фильма монахи хоронят Филиппа, зная, что за это ослушание погибнут сами. И как бы ясно, что принцип важнее жизни. С точки зрения современной гуманистической философии. Которая провозглашает, тем не менее, что "нет ничего дороже человеческой жизни". В чем я усматриваю либо когнитивный диссонанс, либо недоговоренность (это уже безотносительно фильма, но именно там у меня возник этот вопрос).

Все три - фильмы-пророчества, причем, расхожие. Лунгин - про Россию, Одияр - про Европу, Эммерих - про всех (с отдельным акцентом на Китай - без него, мол, не спастись человечеству, именно там строят ковчеги, оттуда они и отплывают).
Tags: кино
Subscribe

  • два деда

    Щербина Иван Никитич (слева) и Смирнов Илья Сергеевич

  • писатели

    Архив «Отпечатки». Выпуск 1 Иосиф Бродский, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Евгений Харитонов, Алексей Парщиков, Дерек Уолкотт, Борис Ардов и…

  • Мюнхен, 1991 г.

    Ну вот они, сканированные. Эту порцию надо посвятить franc_tireur. Он вел тогда на радио "Свобода" программу "Поверх барьеров", где я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • два деда

    Щербина Иван Никитич (слева) и Смирнов Илья Сергеевич

  • писатели

    Архив «Отпечатки». Выпуск 1 Иосиф Бродский, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Евгений Харитонов, Алексей Парщиков, Дерек Уолкотт, Борис Ардов и…

  • Мюнхен, 1991 г.

    Ну вот они, сканированные. Эту порцию надо посвятить franc_tireur. Он вел тогда на радио "Свобода" программу "Поверх барьеров", где я…